Электробезопасность

группа 2

ТЕОРИЯ ТЕСТ ЭКЗАМЕН

ОГЛАВЛЕНИЕ
Электрический ток и напряжение
Закон Ома для участка цепи
Электрическое сопротивление
Тепловое действие тока
Проводники, полупроводники, диэлектрики
Переменный ток. Его характеристики.
Синхронные двигатели
Асинхронные двигатели переменного тока
Трансформатор
Требования Правил устройства электроустановок
Электроснабжение и электрические сети
Электрическое освещение
Организация эксплуатации электроустановок
Обязанности, ответственность потребителей
Требования к персоналу и его подготовка
Распределительные устройства и подстанции
Электродвигатели и аккумуляторные установки
Электрическое освещение
Электросварочные установки
Переносные и передвижные электроприёмники
0беспечение безопасности в электроустановках
Безопасность в электроустановках. Термины
Безопасность в электроустановках. Требования к персоналу
Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ
Организация работ по распоряжению
Организация работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации
Безопасность работ со снятием напряжения
Конденсаторные установки
Работы с электроинструментом




Асинхронные двигатели переменного тока

Устройство асинхронного двигателя

   Асинхронный двигатель трехфазного тока представляет собой электрическую машину, служащую дл преобразования электрической энергии трехфазного тока в механическую. Благодаря простоте устройства, высокой надежности в эксплуатации и меньшей стоимости по сравнению с другими двигателями асинхронш двигатели трехфазного тока нашли широкое применение в промышленности и сельском хозяйстве. С их помощью приводятся в движение металлорежущие и деревообрабатывающие станки, подъемные краны, лебедки, лифты эскалаторы, насосы, вентиляторы и другие механизмы.

   Двигатель имеет две основные части: неподвижную - статор и вращающуюся - ротор. Статор состоит из корпуса, представляющего собой основание всего двигателя. Он должен обладать достаточной механической прочностью и выполняется из стали, чугуна или алюминия. С помощью лап двигатель крепится к фундаменту или непосредственно к станине производственного механизма. Существуют и другие способы крепления двигателя к производственному механизму.

   В корпус вмонтирован сердечник статора, представляющий собой полый цилиндр, на внутренней поверхности которого имеются пазы с обмоткой статора. Часть обмотки, находящаяся вне пазов, называется лобовой; она отогнута к торцам сердечника статора. Так как в сердечнике статора действует переменный магнитный поток и на статор действует момент, развиваемый двигателем, сердечник должен изготовляться из ферромагнитного материала достаточной механической прочности. Для уменьшения потерь от вихревых токов сердечник статора собирают из отдельных листов (толщиной 0,35-0,5 мм) электротехнической стали и каждый лист изолируют лаком или другим изоляционным материалом.

   Обмотка статора выполняется в основном из изолированного медного провода круглого или прямоугольного сечения, реже - из алюминиевого провода. В качестве изоляции проводов друг от друга используют бумагу, хлопчатобумажную ткань, пропитанные различными лаками, слюду, стекловолокно и различные эмали. Для изоляции проводов обмотки от сердечника статора служат электроизоляционный картон, слюда, асбест, стекловолокно.

   Для изоляции обмоток асинхронных двигателей низкого напряжения применяют лавсан с электро¬изоляционным картоном, для двигателей высокого напряжения - пленки на слюдяной основе. Обмотка статора состоит из трех отдельных частей, называемых фазами. Фазы могут быть соединены межд> собой звездой или треугольником. Обмотки двигателей малой и средней мощности изготовляют на напряжения 380/220 и 220/127 В. Напряжение, указанное в числителе, соответствует соединению обмоток звездой, в знаменателе - треугольником. Таким образом, один и тот же двигатель при соответствующей схеме соединения его обмоток может быть включен в сеть на любое указанное в паспорте напряжение. Существуют двигатели на 500, 660 и 1140 В. Двигатели высокого напряжения изготовляют на напряжения 3000 и 6000 В.

   Сердечник ротора представляет собой цилиндр, собранный, так же как и сердечник статора, из отдельных листов электротехнической стали, в котором имеются пазы с обмоткой ротора.

   Обмотки ротора бывают двух видов - короткозамкнутые и фазные. Соответственно этому различают асинхронные двигатели с короткозамкнутым и фазным ротором (с контактными кольцами). Короткозамкнутая обмотка состоит из стержней, расположенных в пазах, и замыкающих колец. Стержни присоединены к замыкающим кольцам, в результате чего обмотка оказывается короткозамкнутой. Стержни и замыкающие кольца в одних двигателях изготовляют из меди, в других - из алюминия, в третьих - из бронзы и т. д. По внешнему виду короткозамкнутая обмотка напоминает беличье колесо, поэтому ее иногда называют «беличьей клеткой». Фазную обмотку ротора выполняют так же, как и обмотку статора.

   В обмотке статора, включенной в сеть трехфазного тока, под действием напряжения возникает переменный ток, который создает вращающееся магнитное поле. Магнитное поле пересекает проводники обмотки ротора и наводит в них переменную ЭДС, направление которой определяется по правилу правой руки и указано на рисунке крес¬тиками. Поскольку обмотка ротора замкнута, ЭДС вызывает в ней ток того же направления.

   В результате взаимодействия тока ротора с вращающимся магнитным полем (на основании закона Ампера) возникает сила, действующая на проводники ротора, направление которой определяется по правилу левой руки. Сила создает момент, действующий в ту же сторону.

   Под действием момента ротор приходит в движение и после разбега вращается в том же направлении, что и магнитное поле, с несколько меньшей частотой вращения, чем поле: n = (0,92 - 0,98) no.

   Все сказанное о принципе действия асинхронного двигателя справедливо, если обмотка ротора выполнена из ферромагнитного материала с тем же магнитными свойствами, что и сердечник ротора. Обмотка ротора выполняется из неферромагнитного материала (меди или алюминия), поэтому магнитная индукция в пазу с проводниками намного меньше, чем в зубцах. Основная сила, вызывающая момент вращения, возникает в результате взаимодействия магнитного поля ротора с вращающимся магнитным полем статора и приложена к зубцам ротора. На проводник действует только небольшая сила. Для анализа работы двигателя и получения расчетных уравнений обычно считают, что в основе принципа действия асинхронного двигателя лежит закон Ампера - взаимодействие проводника с током и магнитного поля.



Дежурный анекдот
про электрика
Заходит мужик к соседу-электрику и видит: стоит тот со сковородкой в руке, жарит яичницу, только как-то странно это делает: с одной электроплитки перекладывает на вторую, с второй на третью, а потом опять на первую.
Мужик: - Ты чего делаешь?
Электрик: - Да у меня провод со светофора проведен.
 ещё